Будь в курсе!

опубликовано 24.07.2013

Проверка на прочность

Представьте себе такую ситуацию: вы приехали на собеседование и вас попросили немного подождать. Но прошло уже 40 минут‚ вы по-прежнему сидите и тихо копите раздражение. Терпеть невежливость и пренебрежение‚ конечно‚ тяжело‚ но вдруг это проверка? Не исключено‚ стресс-собеседование для вас уже началось!
 
 
Фото: PHOTOTIMES/DREAMSTIME
ОТКУДА ДРОВИШКИ?
Явление пришло на российский кадровый рынок с Запада‚ и сначала данный тип интервью применяли в основном в военизированных ведомствах — там‚ где протестировать кандидатов на стрессоустойчивость просто необходимо. Но со временем подобная проверка широко распространилась и стала одним из методов рекрутинга гражданского персонала. Чаще всего с такими собеседованиями сталкиваются специалисты‚ которым требуется умение держать удар и не терять голову даже в заведомо проигрышной ситуации. Конечно‚ вряд ли кто-то станет устраивать проверку на прочность для претендента на должность бухгалтера или‚ скажем‚ мойщика окон. В России в группе риска профессионалы‚ постоянно общающиеся с клиентами: менеджеры по продажам‚ операторы call-центров‚ администраторы офисов‚ работники клиентских служб и др.
Иную картину рисуют американские эксперты. По данным портала CarrerCast.com‚ в США первую строчку рейтинга самых нервных работников на протяжении нескольких лет занимают пожарники. На второй позиции оказались таксисты‚ третье место досталось офицерам полиции. Примечательно‚ что представителей этих опасных профессий в российский список вообще не включили.
Конечно‚ не факт‚ что именно вам «посчастливится» стать участником кадровых экспериментов‚ тем не менее знать о них и быть к ним готовым не повредит. Главная ошибка кандидатов‚ попавших на провокационное собеседование‚ заключается в том‚ что они воспринимают нападки оппонента как личное оскорбление. Запомните: менеджер по подбору персонала ни в коем случае не желает вас обидеть. Цель подобного испытания — увидеть истинную‚ а не декларируемую реакцию соискателя на нестандартную ситуацию‚ а также проверить‚ способен ли потенциальный работник принять правильное решение под воздействием негативных факторов.
 
В арсенале представителя кадровой службы много инструментов‚ с помощью которых он может довести вас до белого каления‚ поэтому отметим наиболее часто используемые. Бывает‚ рекрутер намеренно задерживается практически на час‚ а предупредить претендента «забывает». Вот еще одна ситуация: специалист по подбору персонала врывается в кабинет и сразу же начинает кричать на кандидата‚ обвиняя в опоздании. При этом он критикует его внешний вид‚ не стесняясь в выражениях. А случается‚ что эйчар проводит интервью в курилке или заваленной мусором подсобке‚ умудряясь во время разговора жевать бутерброд.
 
Что же касается тем собеседования‚ то многие рекрутеры предпочитают выбивать почву из-под ног соискателя с помощью бестактных и каверзных комментариев о личной жизни‚ неудачах и недостатках‚ о причинах увольнения с предыдущей работы. Скорее всего‚ говорить ваш оппонент будет надменно‚ с насмешкой и даже издевкой‚ явно намекая на вашу несостоятельность как в семейной‚ так и в про­фес­сиональной сфере. Кроме того‚ будьте готовы к провокациям: скажем‚ рекрутер внезапно может прервать вас на полуслове и спросить: «Вы воровали канцтовары из офиса?» или «Кажется‚ это вас уволили за непристойное поведение на корпоративной вечеринке?»
 
Какими же должны быть ответные действия соискателя‚ которому приходится сдерживать нападки кадровика? Естественная реакция на вызывающие манеры визави — замкнуться в себе и затаить обиду‚ идти напролом и доказывать свою правоту‚ нагрубить в ответ... и потерять все шансы на получение желаемой должности. Невозможно выбрать единственно правильный стиль поведения‚ поскольку ситуация является достаточно неординарной. Однако наиболее предпочтительная стратегия — не поддаваться на провокации эйчара и спокойно отстаивать свою точку зрения.
 
Рассмотрим несколько ситуаций и варианты выхода из них.
 
 ⇒ Кадровик задерживается на час‚ в приемной вас никто не замечает‚ и с каждой минутой терпения становится все меньше. В данном случае реакция соискателя зависит от степени его заинтересованности в работе. Если вы давно хотите попасть именно в эту компанию‚ то наберитесь терпения — делайте вид‚ что столь длительное ожидание вам не в тягость (листайте прессу‚ делайте пометки в блокноте‚ повторяйте текст самопрезентации и т. д.).
 
 ⇒ Рекрутер заставляет вас отвечать на провокационные вопросы. «Почему вы до сих пор не замужем (не женаты)?»‚ «Попадались ли вы на краже офисной техники?»‚ «Почему вы думаете‚ что нашей компании нужны такие бездарные сотрудники?» — Услышать подобное вполне реально. Безусловно‚ вас возмутит столь неадекватное поведение собеседника. Однако помните‚ что оппонент только и ждет ответного хамства. Лучший вариант — обмануть ожидания собеседника. Проявите изобретательность и постарайтесь на неприятные вопросы отвечать с иронией.
 
 ⇒ HR-менеджер просит уточнить некоторые сведения из резюме‚ перебивает вас на середине фразы и тут же переходит к другому вопросу. Не спешите выказывать недовольство и повышать голос. Таким способом вы не добьетесь внимания специалиста. Лучше во время монолога отмечайте ключевые моменты‚ а после его завершения прокомментируйте каждую тему‚ упомянутую собеседником.
 
Хороший способ избежать конфликта на интервью — подойти к происходящему с юмором. Например‚ психологи советуют использовать следующий прием. Представьте‚ что ваш собеседник — это милый ребенок‚ мысленно улыбнитесь ему и скажите ласковое слово. Вы сразу почувствуете себя лучше‚ успокоитесь и обретете самоконтроль.
 
Держите себя в руках‚ спокойно и четко отвечайте на все вопросы менеджера по персоналу. Будьте уверены в своих силах‚ и все получится!
 
Журнал «Обучение & карьера» № 07 (от 24 июня 2013)
 

КОММЕНТАРИИ

Новый пост

Нет комментариев.

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

сегодня

нет событий

>