Будь в курсе!

опубликовано 20.03.2014

Все по полочкам

Почему из одного магазина мы уходим с огромными пакетами покупок‚ а мимо витрин другого пробегаем‚ даже не останавливаясь? Все объясняется результатами кропотливого труда специа­листов-мерчандайзеров: именно они оформляют прилавок так‚ чтобы в торговом зале каждый нашел себе товар по душе. Сейчас приобрести подобные знания можно на соответствующих курсах и тренингах.
 
Гуляя по магазинам одежды‚ продуктовым и прочим торговым помещениям‚ мы зачастую даже не задумываемся о том‚ что все окружающее — дело рук мерчандайзера. Задача таких работников — сделать наше присутствие в магазине комфортным. Их стараниями мы находим нужный нам товар в определенном месте‚ например‚ стенд с печеньем — возле чайного отдела‚ сухарики и чипсы — рядом с напитками. В ведении специалистов находятся и небольшие островки‚ которые размещают в проходах и где продают товары по определенной акции или со скидкой‚ а иногда просто выставляют самые востребованные в определенный период времени изделия (мандарины‚ конфеты и шампанское в преддверии Нового года‚ яйца и куличи перед Пасхой).
 
И швец‚ и жнец
 
Эксперты выделяют семь основных законов мерчандайзинга
1. Фигура на фоне: чтобы обратить внимание клиента на товар‚ нужно выделить его среди остальных за счет яркого цвета или необычной упаковки.
2. На уровне глаз: на второй-третьей полке сверху взгляд человека задерживается дольше всего‚ а значит‚ покупатель первым делом обратит внимание именно на то‚ что находится здесь.
3. Мертвая зона: люди плохо видят то‚ что расположено внизу‚ особенно в левом нижнем углу‚ — предметы здесь должны стоять крупные и яркие.
4. Переключение внимания: границы между продуктами разных марок должны быть максимально заметными для человеческого глаза‚ продукты не должны сливаться.
5. Группировка: сориентироваться в многообразии товаров гораздо проще‚ если они имеют логичную и понятную групповую выкладку (по цене‚ виду‚ размеру или весу упаковки).
6. 2/3: пройдя именно две трети витрины‚ покупатель начинает пристально рассматривать желаемые продукты‚ поэтому центр стеллажа — оптимальное место размещения продвигаемого товара.
7. 7±2: именно столько предметов вокруг запоминает покупатель‚ а это значит‚ что не стоит злоупотреблять рекламными материалами (таблички‚ ценники со скидками‚ шины с названием торговой марки).
На первый взгляд работа мерчандайзера кажется очень простой: отслеживать актуальные тенденции и переставлять в соответствии с ними товар на полках магазина. Но все не так просто‚ ведь специалисты по раскладке‚ по сути‚ должны быть высокообразованными профессионалами и иметь знания из различных областей. Они разбираются в основах рекламы и маркетинга‚ имеют представление о менеджменте предприятия‚ ориентируются в современных рыночных тенденциях и очень хорошо знают свой сегмент.
 
Профессия требует в первую очередь знаний о правильной и грамотной презентации: планировании торговых и складских помещений (если что-то закончится в зале‚ то нужно быстро наполнить полки)‚ расчете необходимого количества товара‚ контроле закупок и поставок‚ а также знаний своеобразного тайм-менеджмента‚ ведь мерчандайзер решает‚ в какой момент нужно поставить продукты на первый план и на какой срок. Именно он занимается планированием отделов и дизайном магазинов‚ применяет методики‚ провоцирующие импульсивные и спонтанные покупки. Подобные специалисты по выкладке отвечают за оформление витрин и вывесок‚ расположение торгового оборудования (тележки‚ стеллажи) и‚ конечно‚ размещение различных рекламных материалов (буклеты‚ листовки). Своевременная замена неисправного‚ потерявшего привлекательный внешний вид рекламного торгового оборудования тоже находится в ведении мерчандайзера‚ как и обучение персонала‚ проведение стимулирующих конкурсов («Лидер продаж»‚ «Товар года») и маркетинговое продвижение товара путем организации различных дегустаций.
 
Окончательное решение о покупке клиент принимает‚ глядя на прилавок: неправильно выложенный продукт иногда способен отвратить человека от дальнейших походов в этот магазин. Знание мерчандайзером специальных приемов может значительно повысить популярность тех или иных предметов‚ сформировать устойчивый спрос на них‚ а грамотно оформленная витрина — залог того‚ что потенциальный клиент не отправится к конкурентам. Поэтому сегодня‚ в условиях жесткого рынка‚ квалифицированные мерчандайзеры невероятно востребованы.
 
Работники разные нужны
 
Специализация мерчандайзеров соответствует категории магазина или товаров‚ которыми они занимаются. Например‚ если это большой продуктовый супермаркет‚ то в нем обязательно есть соответствующие сотрудники мясного‚ молочного‚ бакалейного отделов и др. В огромном торговом центре магазины часто представляют широкий ассортимент товаров‚ и профессионалы по презентации книг‚ дисков с фильмами‚ посуды тоже будут востребованы.
 
В отдельную категорию ставят тех‚ кто работает в модных магазинах одежды‚ парфюмерии и косметики‚ обуви и аксессуаров. Специфика деятельности таких мерчандайзеров отличается от обязанностей коллег‚ потому что им нужно ориентироваться еще и в модных тенденциях. Вещи в зале подчиняются своей системе: все необходимое у покупателя должно быть под рукой. Например‚ если дама пришла за платьем‚ то в зоне доступа обязательно должны быть аксессуары‚ несколько пар обуви‚ сумки и пояса‚ несколько вариантов накидок на плечи‚ сочетающихся со всеми другими предметами гардероба. Это по плечу только тем‚ кто действительно любит свое дело и каждую свободную минуту проводит‚ совершенствуя навыки.
 
Высокооплачиваемыми являются специалисты‚ которые работают с мебелью и предметами интерьера. В их задачу обычно входит создание инсталляции — небольшой комнатки прямо посреди магазина‚ где можно купить каждую вещь из представленного ассортимента. Покупатель должен ощутить уют помещения‚ и это является главной целью таких профессионалов.
 
Науку мерчандайзинга постичь несложно при определенной доле усердия. Главное — тренироваться и постоянно наблюдать за людьми и их покупками‚ изучать психологию торговли. Сейчас практически по любому направлению удастся подобрать соответствующие курсы‚ на которых вам расскажут все премудрости этого дела.
 
Куда пойти учиться?
Учебное
заведение
Продолжительность
подготовки‚
академ. ч
Стоимость‚
руб.
Сайт
Бизнес-школа SRC
16
25 700
VM-Consulting
4
2500
Русская Школа Управления
16
29 900
 
Автор текста: Екатерина ГОРОХОВСКАЯ
Фото: PHOTOTIMES/DREAMSTIME
 
Журнал «Обучение & карьера» № 03 от 24 февраля 2014 года
 

КОММЕНТАРИИ

Новый пост

Нет комментариев.

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

сегодня

нет событий

>