Будь в курсе!

опубликовано 10.11.2008

Выбираем педагога по языку

Приходя на курсы‚ обращаясь к друзьям и знакомым в поисках преподавателя‚ мы нередко вслепую платим деньги‚ не зная‚ кто и как будет с нами заниматься и каким будет итог этих занятий. А деньги‚ увы‚ уже отданы… Так по каким принципам выбирать педагога по языку и на что следует обязательно обращать внимание?

Не знаю как вы‚ а я искренне восхищаюсь людьми‚ способными освоить иностранный язык без посторонней помощи. Теми‚ кто обладает достаточным уровнем самодисциплины‚ потрясающей усидчивостью и вниманием‚ а также способными настроиться на самостоятельную работу как в освоении методики изучения‚ так и зубрежке базового лингвистического материала. Приходится признаться самим себе‚ как это не грустно‚ что мало кто из нас способен похвастаться подобными качествами. Именно поэтому почти всегда мы прибегаем к помощи педагога. И действительно‚ квалифицированный преподаватель способен в несколько раз увеличить наши шансы не только свободно читать и писать‚ но и разговаривать на иностранном языке. Однако для того‚ чтобы на этом трудном пути нас не постигло разочарование и наши финансовые затраты были адекватны полученному результату‚ нужно знать‚ чем руководствоваться при оптимальном выборе педагога-лингвиста.

Также стоит оговорить еще один нюанс: не бойтесь и не стесняйтесь задавать вопросы. Преподаватель‚ который дорожит своей репутацией‚ заинтересован в успехах своих учеников‚ совершенно открыто и исчерпывающе ответит вам на все интересующие вас вопросы. Какое образование у педагога‚ сколько у него было учеников и каких успехов они достигли в области освоения языка‚ какие методики использует преподаватель‚ какие рекомендации вы о нем слышали‚ осуществляется ли подготовка к занятиям и какая методическая литература при этом используется – на эти и другие вопросы вы должны получить исчерпывающие ответы. С другой стороны‚ если педагог неохотно идет на контакт и считает‚ что он «не обязан отчитываться‚ что и как он делает» вряд ли станет вам достойным помощником на достаточно трудном пути изучения иностранного языка. С таким педагогом будет сложно найти хороший контакт‚ полного взаимодействия и взаимопонимания не получится никогда. А это – дополнительная сложность‚ которая вам вовсе не нужна. Помните – вы платите деньги‚ а‚ значит‚ имеете право знать все о качестве услуг‚ которые вам предоставляет тот или иной преподаватель.

Его образование

Приходите ли вы на курсы или ищете частного репетитора‚ первый вопрос‚ который вы должны себе задать‚ какое базовое образование имеет преподаватель и каким образом он практикует язык. Конечно‚ диплом ведущего российского лингвистического вуза – это прекрасно‚ но не секрет для многих‚ что прекрасные знания в области теории языка – не повод думать‚ что этот педагог научит вас на нем разговаривать. Поэтому‚ в первую очередь‚ поинтересуйтесь‚ как давно и насколько часто педагог общается с носителями языка. Если разговорная речь предполагает овладение тем или иным диалектом‚ спросите‚ владеет ли преподаватель колоритом этого диалекта‚ его тонкостями и разного рода идиоматическими оборотами. Даже если преподаватель будет говорить‚ что он выезжал за границу и проходил там практику‚ это еще ничего не значит. Следует уточнить‚ когда и в течение какого времени это было и в какой части страны изучаемого языка осуществлялась стажировка. Поэтому обращайте внимание‚ в первую очередь‚ не на срок работы в престижном лингвистическом вузе или на известных курсах‚ а на уровень владения языком и стремление эти знания совершенствовать.

В ногу со временем!

Даже если педагог вам скажет‚ что пять лет назад он защитил докторскую диссертацию по тонкостям освоения какой-то конкретной методики‚ это может ничего не значить‚ если с того времени он не узнал ничего нового. Педагог‚ который из года в год придерживается одной и той же методики и методического пособия‚ вряд ли внесет сможет привнести в ваше обучение свежесть и новизну. Грамотный педагог всегда ищет новые идеи и принципы преподавания‚ и‚ кроме базового учебника‚ использует дополнительные материалы – презентации в PowerPoint‚ видео и аудио-материалы‚ различные информационные и развлекательные издания в библиотеках иностранной литературы или языковых центрах при посольствах‚ ресурсы в сети Интернет и т.п. Знайте‚ что до сегодняшнего дня еще не придумали ни одно учебное пособие‚ которое бы содержало исчерпывающую информацию для учащихся-лингвистов.

Насколько он гуру?

Уровень знаний педагога – очень важный фактор. Безусловно‚ если он покажет вам диплом о прохождении независимого международного теста‚ признаваемый в стране этого языка‚ это прекрасно. Также он должен логично и понятно рассказать вам о методике преподавания‚ которую он использует‚ на сколько уровней она делится‚ сколько разделов‚ тем‚ уроков вам придется пройти и какими знаниями вы будете обладать по окончании занятий. Создание единой‚ а не фрагментарной картинки‚ когда благодаря использованию материалов из различных источников‚ вы сможете обладать вполне разносторонними знаниями‚ увеличит ваш кредит доверия педагогу и улучшит взаимопонимание между вами. Во-первых‚ это даст вам представление о педагоге как о стратеге‚ умеющем провести вас сквозь лингвистические дебри‚ не тратя зря время на освоение не совсем нужных знаний‚ а‚ во-вторых‚ когда вы ясно увидите свет в конце туннеля в виде понятного конечного результата‚ идти к нему будет намного приятнее и интереснее.

«Плавать» в материале – недопустимо!

Урок без плана – это пустая трата времени. Если педагог «плавает» в материале‚ не зная‚ за что браться и вы ощущаете его неуверенность – лучше отказаться от его услуг. Преподаватель обязан владеть уроком и никакой неуверенности или беспомощности даже близко быть не может. Для того‚ чтобы вы заинтересовались предложенным материалом‚ педагог должен сам проникнуться им‚ тщательно его проработать и в начале урока объяснить‚ в чем заключается основная задача его освоения. Потраченный час времени на чтение учебника в присутствии педагога – слишком расточительная трата для вашего кошелька.

Он должен уметь объяснять!

Увы‚ иногда даже обладая необходимыми знаниями‚ мы не всегда можем адекватно их донести до других людей. Высокопрофессиональный педагог просто обязан говорить языком‚ понятным для своего ученика‚ используя доступные термины и проводя в дальнейшем тесты‚ показывающие‚ насколько понятен этот материал учащемуся. У разных людей могут быть разные стили обучения (например‚ визуальный или слуховой)‚ и педагог должен выяснить эти особенности ученика и учитывать их при освоении материала.


Как оценить эффективность работы педагога

Не стоит прикупаться на слова о том‚ что педагог «преподает по 8 часов в день». При обычном восьмичасовом рабочем дне‚ педагог должен иметь хотя бы час на подготовку к занятию и час-полтора на его проведение. Если посчитать‚ что у нас получится максимум 4 часа‚ в которые преподаватель сможет провести по настоящему эффективный для ученика урок. Более того‚ не поддавайтесь на слова о том‚ что он не устает и готов трудиться с учениками по 15 часов в сутки. Вы‚ как никто другой‚ не заинтересованы в увеличении рабочего дня своего педагога и в течение урока наблюдать за тем‚ как он борется с собственной усталостью‚ вялостью и желанием хорошо выспаться. Те‚ кто слишком занят прикладными занятиями‚ нередко просто не находят времени‚ чтобы осмыслить их‚ проанализировать пройденное и сделать выводы о том‚ куда идти дальше. Ведь все зависит не только от усилий самого репетитора‚ но и от ваших способностей. Поэтому на пути стоит иногда останавливаться‚ чтобы понять‚ что было достигнуто‚ а что – нет‚ какие причины были для этого и как в дальнейшем избежать подобных провалов. Если у педагога нет времени на подобный анализ или он проводится после 15-часового рабочего дня – эффективности от вашей общей работы не будет.

Внешние обстоятельства

Безусловно‚ обстановка вокруг очень сильно влияет на процесс обучения. Если вы пригласили педагога к себе домой‚ то здесь условия будут зависеть только от вас. Однако‚ если вы выезжаете к педагогу на дом‚ вы вправе оценить ту обстановку‚ в которой будут проходить ваши уроки. Насколько вам удобно? Ничего ли не отвлекает? Не должно быть никаких факторов‚ которые так или иначе отвлекали бы вас от учебы. Не должен слишком громко «разговаривать» телевизор‚ пусть даже и в соседней комнате‚ не должны за стенкой выяснять отношения домочадцы вашего педагога‚ вы не должны сидеть на кухне‚ где педагог одновременно с обучением‚ жарит котлеты или в детской‚ где рядом находится маленький ребенок‚ требующий неусыпного внимания. Вы должны удобно сидеть‚ свободно размещать перед собой учебные материалы и иметь все возможности писать‚ читать и общаться.

 
Ваши успехи – это его успехи!

Лучшая рекомендация педагога – его заинтересованность в успехах своих учеников. Безусловно‚ крайне сложно найти педагога‚ который жил бы только удачами или неудачами своих студентов‚ но если вы будете рассчитывать на его интерес к тому‚ чего вам удалось достичь за истекший период времени – весьма рационально и понятно. По отношению педагога к своим ученикам сразу станет понятно‚ насколько он оценивает ваши усилия‚ поддерживает вас на достаточно трудном пути освоения языка‚ готов ли он помочь и понимает ли‚ с какими трудностями вам придется столкнуться. Если педагог относится равнодушно к тому‚ что его уроки пропускаются‚ что какие-то из его учеников не достигают никаких успехов и‚ даже оплатив занятия‚ не посещают их‚ то вряд ли вам нужен будет такой педагог. Нет результата у ученика – нет эффекта от преподавания‚ а значит нет оценки его работы. Отсутствие выпускников с хорошим уровнем языка – на репутации преподавателя можно ставить жирный крест. Поэтому те педагоги‚ кто думает о своем будущем‚ будут либо сводить число нерадивых студентов к нулю‚ либо пересматривать свою методику преподавания‚ чтобы достичь максимально эффективного результата.

Цена вопроса

Услуги хорошего педагога не могут стоить дешево. Низкая цена – первый повод для вас задуматься и решить‚ почему преподаватель так занижает свою стоимость на рынке труда. Для этого обязательно должна быть объективная причина. Час подготовки к занятию‚ полтора часа – само занятие – все это требует большого труда‚ который не может быть бесплатным. Также стоит оценить обязательность и пунктуальность педагога‚ его отношение к вашему обучению. Безусловно‚ этот вопрос должен рассматриваться из расчета ваших финансовых возможностей‚ но золотое правило «о бесплатном сыре в мышеловке» пока никто не отменял.

 Александр Белов‚ журнал «ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА»‚ № 9 (145)‚ 2008 год

 

Оцените полезность этого материала:

полезен бесполезен

всего проголосовало: 434, общая оценка: 114

КОММЕНТАРИИ

Darrya / 13.11.2010, 21:44

Мне всегда было удобнее заниматься у себя дома‚нежели чем у преподавателя


Darina1509 / 17.11.2010, 15:41

а мне вот как то все равно))

Darrya / 18.11.2010, 02:00

не‚ у меня вот это принципиальный вопрос)

Darina1509 / 24.11.2010, 19:38

ну да‚ для кого-то это важно
родные стены помогают
дома чувствуешь себя спокойнее‚ увереннее

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

сегодня

нет событий

>