Будь в курсе!

опубликовано 25.06.2012

Елена Яцура: «Хороший продюсер — это яркая индивидуальность»

Она — руководитель собственной независимой продюсерской компании «Ин Моушн»‚ обладатель статуэток «Ники»‚ «Золотого Овна»‚ «Золотого Орла»‚ член жюри многих кинофестивалей. Елена Яцура досконально разбирается в продюсерской деятельности‚ а главное‚ знает‚ каково в этой сложной мужской профессии приходится женщине…
 
 
— Елена‚ работа продюсера связана не только с творчеством‚ верно? Она имеет прямое отношение к экономике и финансам — надо правильно просчитать схемы получения денег‚ прибыль и прочие вещи…
 

Главная премия ХХVI ММКФ золотой «Святой Георгий» за фильм «Свои». С сопродюсером Сергеем Мелькумовым (в центре) и режиссером Дмитрием Месхиевым.
— Конечно‚ продюсер должен быть в одном лице экономистом‚ маркетологом и прежде всего  реалистом. В цифрах разбираться важно‚ поскольку у каждого проекта своя финансовая политика. У драмы на тему современной жизни будет один бюджет‚ у экспериментального кино — уже совсем другой‚ гораздо более свободный. А вот что касается возврата затрат после выхода картины на экран‚ то это вопрос‚ увы‚ открытый…
 
Причем такая обстановка сегодня складывается не только в кино‚ но и во всем медиапространстве в связи с выходом на первый план Интернета‚ то есть из-за смены носителя‚ можно сказать‚ произошла технологическая революция: ушли в прошлое DVD‚ уступив дорогу онлайн-показам‚ которые почти не приносят доходов производителям. К тому же‚ если верить статистике‚ у аудитории в последнее время упал интерес к кино. Правда‚ я не думаю‚ что это какая-то катастрофическая тенденция‚ но нас‚ наверное‚ ждет в перспективе множество неожиданностей и к ним надо быть готовым.
 
Я начинала работать в качестве продюсера еще в 90-е годы‚ когда обстоятельства менялись совсем не так быстро и на протяжении определенного отрезка времени правила оставались незыблемыми. Но с тех пор я многому научилась‚ усвоила‚ что деньги должны быть медленными (когда финансирование идет пакетами) — в принципе‚ как в советское время…
 
 
— Скажите‚ самое дорогое кино — зрелищный блокбастер?
 
— Несомненно! Это такой притягивающий аттракцион‚ который дешевым быть не может. Он априори требует больше средств‚ чем обычный фильм. Но лично мой самый любимый жанр — драма.
 
 
— Сегодня ваше имя известно как в узких‚ так и в широких кругах. Между тем вы родились в Краснодаре‚ а приехав в Москву‚ поступили в ГИТИС на театроведческий факультет‚ и вроде бы ничто не предвещало столь яркой карьеры… В какой момент судьба сделала резкий поворот?
 
— Об этом надо рассказывать издалека… Несмотря на то что я прекрасно училась в физико-математической школе‚ всегда считала себя в большей степени гуманитарием. И все члены моей семьи были уверены‚ что я обязательно соберусь поступать на журфак‚ поскольку неплохо пишу‚ да и профессия предполагает свободу‚ отсутствие рутины — с детства мне не хотелось быть привязанной к какому-то конкретному учреждению и строгому расписанию. Но в итоге‚ прибыв в столицу уже даже не из Краснодара‚ а из города Кривой Рог‚ я стала студенткой Российской академии театрального искусства‚ РАТИ (правда‚ лишь со второго захода)‚ и в перспективе уже видела себя театральным критиком. Наверное‚ свою роль сыграло то‚ что мы с мамой много ездили по стране‚ часто бывали в Москве и всегда ходили здесь по театрам‚ предварительно ознакомившись с рецензиями. Выбирали‚ естественно‚ громкие‚ актуальные постановки. Таким образом‚ благодаря воспитанию я прониклась симпатией к искусству‚ с увлечением училась. Однако год в Ирландии полностью поменял мои приоритеты: возвращаясь в российскую столицу‚ я уже не сомневалась‚ что театроведением заниматься не стану.
 
 
— Да‚ вы же стажировались в Дублине‚ в знаменитом Trinity College‚ на факультете театрального искусства и психологии. Что вам дала подготовка за рубежом?
 
— Я и еще две студентки из РАТИ были практически первыми русскими ласточками этого известного учебного заведения. Стажировка заняла весь четвертый курс‚ что‚ впрочем‚ не освобождало от сдачи двух сессий в Москве. Выбирали кандидаток по принципу «поедет тот‚ кто хорошо знает язык». К слову‚ в нашей группе я считалась лучшей‚ поскольку английский изучала с малолетства‚ к тому же обладаю легкостью восприятия (с лингвистической точки зрения). Вообще мне давно пора выучить второй язык‚ французский‚ ведь я люблю культуру этой страны и уже перестала бояться их грассирующего «р» (улыбается).
 
Так вот‚ Trinity College — третий университет Британских островов по качеству образования‚ он очень престижен. Давайте проведем некое сравнение… Скажем‚ в ГИТИСе программа очень жесткая‚ равно как и требования‚ однако в нашем вузе на образование влияют субъективные факторы‚ например качество подготовки выпускников зависит от того‚ насколько сильны педагоги‚ ведущие предметы в период их обучения. А в Trinity ситуация иная: там можно заниматься много лет‚ спокойно пробовать себя в разных ипостасях‚ пока не удастся найти то‚ что действительно близко. То есть студент спокойно и самостоятельно делает выбор‚ на такой стратегии построена вся система.
 
Мой год в Ирландии прошел интересно‚ плодотворно. Мы жили в семьях‚ и моя оказалась чудесной — я прониклась их национальной культурой‚ приняла их образ жизни‚ даже на современный танец там ходила.
 
 
— В 90-е годы никто не знал‚ кто такие продюсеры. С чего вы начинали и благодаря чему поднялись на вершину?
 
В ее послужном списке значатся такие картины‚ как «Небо. Самолет. Девушка»‚ «В движении»‚ «Апрель»‚ «Последний поезд»‚ «Гололед»‚ «Богиня: Как я полюбила»‚ «9 рота»‚ «Огни притона» и мн. др.
— Имея на руках диплом‚ я выбрала киноиндустрию. Здесь гармонично сочетаются‚ казалось бы‚ несовместимые вещи‚ возможны неожиданные решения — это всегда меня манило. Кино похоже на парфюмерию: если виртуозно смешать ингредиенты‚ родится шедевр. Волшебство!
 
К счастью‚ мои амбиции удачно совпали с реальными возможностями — пазл сложился. Старт состоялся‚ а дальше я уже развивалась‚ прикладывая максимум усилий для самореализации. И сегодня я надежный партнер‚ скажу без ложной скромности.
 
 
— С мужским шовинизмом сталкивались?
 
— А как же! Столько получила шишек за то‚ что не уступала… Я много лет боролась за место под солнцем‚ и оно мне исключительно дорого далось. Зато пробила дорогу другим — на моем примере девчонки поняли‚ что такое возможно. Между прочим должность «креативный продюсер» придумала я‚ чтобы противопоставить себя сильному полу в нашем деле.
 
Мне смешно‚ когда человек‚ допустим‚ просто организующий фотосессии в глянцевых журналах‚ важно именует себя продюсером. Значение слова гораздо масштабнее‚ и дамам надо отдавать себе отчет в том‚ что если они не готовы стать настоящей прочной стеной для всего коллектива — это точно не их стезя.
 
 
— Получается‚ вы приобретали профессиональный опыт на практике‚ экономического диплома не имеете…
 
— Я иногда об этом жалею. Возможно‚ еще и рвану на какие-нибудь курсы и получу второе образование — допустим‚ стану специалистом по прогрессивному менеджменту‚ коммуникациям. Занятных книжек по этим темам много‚ но все-таки лучше пройти полный курс.
 
Кстати‚ в самом начале моей деятельности‚ еще во время работы над фильмом «Любить по-русски — 2»‚ у меня была мысль полететь в Америку на учебу. Но я не сделала этого‚ поскольку было поздно — к тому моменту я уже здесь‚ в России‚ на практике прошла все то‚ что преподают в Калифорнийском университете UCLA в Лос-Анджелесе. В этом легендарном продюсерском питомнике новички осваивают премудрости написания сценариев‚ съемки сюжетов‚ монтажа — там основательный подход.
 
 
— Куда посоветуете поступать школьнику‚ который видит себя продюсером?
 

«Богиня: Как я полюбила»
— Лучше‚ не теряя времени‚ сразу отправляться в США — либо в известную киношколу в Нью-Йорке‚ либо в тот же Лос-Анджелес. И параллельно необходимо устроиться на работу в съемочную группу — сегодня это вполне реально. Если уже в юном возрасте человек увидит изнанку профессии‚ в которой хочет найти применение своим талантам‚ у него сложится верное мнение о том‚ каковы его перспективы в этом деле. К тому же американское образование сразу устанавливает высокую планку.
 
Да‚ в России есть и московский ВГИК‚ и Санкт-Петербургский госуниверситет кино и телевидения (СПбГУКиТ)‚ где появился продюсерский факультет‚ тем не менее это не та база — у нас нет программы‚ сочетающей в себе и теорию‚ и практику продвижения продукта.
 
 
— Вы частенько работаете с режиссерами-дебютантами‚ и относительно репертуара у вас нестандартные взгляды…
 
— Верно‚ в этом смысле я доверяю себе: если вижу потенциал в проекте‚ берусь за него и нередко делаю ставку на молодых. Когда я начала работать в российском кино‚ произошел кризис — хороших режиссеров стало мало. Одни не поняли грандиозных социальных перемен‚ другие еще искали себя‚ третьи стремились отмежеваться от государства‚ что при отсутствии самого института продюсерства привело к печальным последствиям… А ведь режиссер — главный профессионал в кино. Конечно‚ есть еще сценаристы (впрочем‚ «золотых перьев»‚ по произведениям которых просто нельзя сделать плохую картину‚ единицы)‚ но все равно запевала — режиссер‚ кто бы что ни говорил. Увы‚ тогда же в кинотеатрах у нас не стояли dolby-системы‚ а царствовали мебельные салоны.
 
Начинала я в студии «Слово»‚ которая тогда старалась не растерять‚ сохранить людей. Если на горизонте появлялись стоящие режиссеры‚ я с ними сотрудничала‚ делала дебютные картины (кстати‚ с удовольствием буду работать и впредь). Но и сегодня я нахожусь в состоянии перманентного поиска.
 
 
— Что вы думаете о перспективах киноотрасли и продюсерской деятельности в России?
 
— Пока русский рынок ориентирован не на зрительский ажиотаж‚ как во всем мире‚ а на государственные гранты. А нас следовало уже давным-давно объявить малым бизнесом‚ дать возможность брать кредиты под низкий процент при условии залога негатива‚ как это происходит везде. Тогда качество отечественного кино непременно повысилось бы — подобная система необыкновенно дисциплинирует‚ ведь она изначально предполагает возвратность затрат. Но я верю‚ что руководители индустрии поймут: чтобы оживить рынок‚ надо перестать финансировать кинопроизводство‚ нужно дать ему другой статус‚ предоставить возможность кредитования.
 
 
— Мне кажется‚ вам надо преподавать… Нет пока таких планов?
 
— Я иногда читаю лекции‚ даю мастер-классы‚ но на то‚ чтобы взять курс‚ скажем‚ во ВГИКе‚ пока нет времени.
 
 
— Какими качествами‚ по вашему мнению‚ необходимо обладать‚ чтобы преуспеть в продюсерском деле?
 

«9 рота»
— Во-первых‚ прекрасной интуицией‚ причем не следует довольствоваться природными данными‚ нужно развивать в себе чутье. Надо понимать сегодняшнее время‚ за которым стоят люди‚ события‚ материал и т.д. Если умеешь улавливать настроения настоящего и предвосхищать грядущее‚ то получаешь хоть какие-то гарантии‚ ведь кинобизнес необходимо просчитывать. Во-вторых‚ следует иметь колоссальное терпение. В-третьих‚ нельзя забывать про порядочность: продюсер должен отдавать себе отчет в том‚ что он не имеет права подводить коллектив. Даже столкнувшись с самыми неприятными обстоятельствами‚ профессионал во что бы то ни стало выполнит все свои договорные обязательства — от него зависят и процессы‚ и люди.
 
Продюсер — это сердце проекта‚ если оно начинает барахлить‚ то все застопорится. Так что и репутация в данной сфере очень важна‚ кодекс чести есть у каждого профессионала с именем. Кроме того‚ желательно иметь коммуникативные способности‚ качественное образование‚ широкий кругозор и блестящую эрудицию‚ быть человеком воспитанным. Большую роль играют начитанность‚ «насмотренность»‚ фундаментальные знания о кино‚ которые следует пополнять‚ изучая новые факты‚ получая свежие впечатления. Застой крайне опасен — лениться‚ почивать на лаврах недопустимо. И еще: продюсер должен знать все о каждой из кинопрофессий‚ будь то оператор‚ сценарист‚ режиссер‚ монтажер или администратор‚ чтобы грамотно взаимодействовать со своей съемочной группой. Запомните: хороший продюсер — благодарный зритель. Это аксиома.
 
 
— Наверняка ваш любимый вид отдыха — просмотр фильмов…
 
— Вы угадали. Я уезжаю в деревню‚ где не работает телефон‚ и там смотрю кинокартины буквально в режиме нон-стоп.
 
Беседовала Елена ГРИБКОВА.
 
Журнал «Обучение & карьера» № 07 (от 25 июня 2012)
 

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

сегодня

нет событий

>