Будь в курсе!

опубликовано 28.11.2013

Василий Дудин: «Профессия пилота вырабатывает характер»

В прошлом веке покорять воздушные пространства мечтали многие‚ хотя в итоге пилотами становились единицы. Сегодня профессия не потеряла своей актуальности‚ ведь суперсовременные и супертехнологичные пассажирские лайнеры нуждаются в том‚ чтобы за их штурвалами находились настоящие асы. О том‚ как осваивают это ремесло‚ мы поговорили с командиром воздушного судна компании «ВИМ-АВИА» Василием Дудиным.
 
 
— Василий‚ давно заметила‚ что почти у всех командиров воздушных судов‚ когда они начинают говорить с пассажирами‚ голос завораживающе спокойный... Надежность‚ уверенность в себе‚ умение быстро принимать решение тоже входят в профессиональный набор?
 
— Конечно. Кроме того‚ несомненно‚ пилот обязан обладать активностью‚ волей‚ должен быть готов к преодолению любых трудностей и уметь брать на себя ответственность за безопасность полета. Важно ведь не просто перевезти пассажиров из пункта А в пункт Б‚ а выполнить рейс безопасно‚ с максимальным комфортом.
 
— Любопытно‚ в каком возрасте вы определились с будущей специализацией?
 
— В довольно раннем. Можно сказать‚ у меня даже альтернативы не было. (Улыбается.) У нас в семье настоящая династия: дед‚ хоть и не был пилотом‚ работал в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково и именно туда привел двух своих сыновей‚ окончивших Сасовское летное училище имени Героя Советского Союза Г. А. Тарана. Я‚ в свою очередь‚ заразился любовью к небу от отца‚ а эта болезнь‚ как известно‚ не поддается лечению. Отец служит в гражданской авиации по сию пору‚ уже почти 40 лет. Ныне он является пилотом-инструктором вертолета Ми-8.
 
Благодаря отцу у меня сформировалось довольно четкое представление об авиации. Мне нравился тесный мир авиаторов‚ отлаженный механизм аэропорта‚ диспетчерская вахта‚ тщательная подготовка воздушного судна к полету. Уже в детстве я получал какие-то теоретические знания‚ и кабина самолета притягивала меня как магнит... Так что‚ подрастая в окружении пилотов‚ я видел себя среди них и в дальнейшем.
 
— Учились при этом прилично?
 
— Да‚ вполне‚ был хорошистом. Правда‚ физика и геометрия явно были не моими дисциплинами‚ а вот литература‚ русский язык‚ алгебра‚ физкультура давались значительно легче. Вообще я всегда большое значение придавал спорту‚ следил за здоровьем‚ и не зря — для пилота это крайне важно. Причем совсем необязательно истязать себя в зале‚ надо просто заниматься систематически. Так что я делаю утреннюю зарядку‚ а в свободное время играю с друзьями в футбол‚ в хоккей‚ катаюсь на коньках.
 
— Когда-нибудь прыгали с парашютом?
 
— Нет‚ и не собираюсь — я все-таки не экстремал. Драйва мне хватает и за рулем автомобиля. Высоту люблю‚ исключительно находясь в кабине пилота.
 
— Кстати‚ а вас можно называть летчиком?
 
— Нет. Существует такой нюанс: летчики управляют военными самолетами‚ выполняют боевые задания‚ умеют выполнять фигуры воздушного пилотажа‚ а на гражданских судах работают пилоты‚ перевозят пассажиров‚ и перед ними стоят совсем иные задачи.
 
— После окончания общеобразовательной школы вы‚ не колеблясь‚ поступили...
 
— Естественно‚ в Сасовское летное училище‚ одно из ведущих авиационных средних специальных учебных заведений в России. Правда‚ в тот год — 2003-й — в таких заведениях царил кризис: желающих мало‚ топлива нет‚ чтобы студенты летали положенное количество часов‚ но меня это не пугало и не останавливало.
 
К счастью‚ времена изменились! Свою альма-матер навещаю не реже раза в год‚ вижусь с друзьями-инструкторами и могу сказать‚ что абитуриентов стало больше‚ причем среди них уже можно встретить и девушек.
 
— Неужели и дамы способны сделать карьеру в качестве пилота?
 
— А почему нет? За рубежом это давно нормальная практика. Просто на старых моделях самолетов‚ где часто приходилось работать вручную‚ требовалась сила‚ а новыми усовершенствованными аппаратами реально управлять и женщине. Она даже командиром воздушного судна может стать.
 
— Скажите‚ учились вы с азартом?
 
— А как же! Все теоретические дисциплины‚ связанные с управлением‚ эксплуатацией‚ безопасностью воздушного судна‚ были мне по душе. Сложности возникали только с предметами‚ которые не относились непосредственно к авиации‚ — философией‚ экологией.
 
Мы выходили из училища пилотами 3-го класса коммерческой авиации. Подготовку проходили на Ан-2‚ а об огромных лайнерах имели лишь общее представление. Но мне повезло: почти четыре года назад я попал в компанию «ВИМ-АВИА»‚ а она обучает летный состав в собственном авиационном учебном центре на судах‚ которые эксплуатирует. Сейчас это «боинги»‚ а в дальнейшем появятся «Аэробусы»‚ Ту-204‚ МС-21.
 
— А вы видите себя педагогом в перспективе?
 
— Пока не знаю. Сейчас я действующий пилот и только четыре месяца назад‚ в 27 лет‚ стал командиром воздушного судна. Работаю с закрепленным экипажем‚ с опытным вторым пилотом. В настоящий момент приблизительно 3000 часов провел в небе‚ из них около 420 — на Ан-2 и примерно 2600 — на «Боинге-757».
 
— Чтобы стать командиром корабля‚ обязательно иметь диплом вуза?
 
— Вас могут повысить и без высшего образования‚ но все-таки желательно его получить. У меня диплом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации; я окончил командный факультет. Кстати‚ попал в этот вуз с уже изменившимся мировоззрением‚ с мощнейшей мотивацией‚ и учеба там мне тоже многое дала. Правда‚ материальная база университетов устарела‚ и‚ хотя преподаватели прекрасные‚ вузам требуется основательная модернизация.
 
— Какие учебные заведения вы можете рекомендовать ребятам‚ которые захотят пойти по вашим стопам?
 
— Безусловно‚ Сасовское‚ а также Краснокутское и Бугурусланское летные училища. А если говорить о вузовском образовании‚ то высоко ценится Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.
 
— А что думаете про стажировку за рубежом?
 
— Она в любом случае полезна. Если мне предложат повысить свой профессиональный уровень за границей‚ я не откажусь. Уверен‚ это будет чудесный опыт.
 
— Вы уже сделали блестящую карьеру; в данной сфере есть возможности для дальнейшего роста?
 
Мне с детства нравился тесный мир авиаторов‚ отлаженный механизм аэропорта‚ диспетчерская вахта‚ тщательная подготовка воздушного судна к полету. Кабина самолета притягивала меня как магнит.
— Знаете‚ совершенству нет предела. Должность командира воздушного судна вовсе не потолок. Если пилот ярко себя проявляет‚ то не остается незамеченным и двигается вперед. Далее идет нештатный‚ а затем штатный инструктор‚ командир эскадрильи‚ заместитель‚ а потом и командир летного отряда‚ летный директор‚ руководитель авиакомпании‚ глава Росавиации‚ в конце концов... Причем административную работу вполне реально совмещать с полетами.
 
Я не устаю от неба‚ которое никогда — изо дня в день‚ в различное время суток — не повторяется‚ и еду на работу с радостным предвкушением очередного путешествия. А какой кайф испытываю‚ когда иду на взлет или на посадку‚ при том что это самые напряженные моменты‚ требующие сверхконтроля.
 
— Экстремальные случаи в воздухе у вас случались?
 
— К счастью‚ нет. Но мы разбираем подробно каждый полет‚ любые‚ даже незначительные ошибки‚ и все действия пилота в нештатных ситуациях отрабатываем на специальном тренажере. Повышать квалификацию‚ закреплять навыки ездим в Лондон — неслучайно от пилотов требуется знание английского языка 4-го уровня ИКАО (ICAO‚ специализированное учреждение ООН‚ устанавливающее международные нормы гражданской авиации. — Прим. ред.)‚ чтобы всякое недопонимание в воздухе было исключено.
 
— Скажите‚ летные школы разных стран существенно отличаются друг от друга?
 
— Я не знаком с зарубежными пилотами‚ но в целом принцип един. Различия есть только в менталитете. Так‚ если иностранцы привыкли действовать строго по инструкции‚ то наши всегда готовы к нештатным ситуациям‚ не боятся принимать нестандартные решения. У нас же великая школа: русские военные летчики за умение работать в экстремальных условиях и сажать самолет по наитию‚ не опираясь на автоматику и показания электронных приборов‚ пользовались огромным уважением во всем мире.
 
Увы‚ но сейчас иностранные власти гораздо больше внимания уделяют авиации. Мой отец и его товарищи рассказывали‚ что раньше‚ в эпоху СССР‚ дела обстояли намного лучше‚ чем теперь. Например‚ взлетно-посадочные полосы сегодня не в отличном состоянии‚ производство отечественных самолетов также оставляет желать лучшего. Большое количество проблем государство переложило на плечи перевозчиков‚ и те пытаются справляться‚ борются‚ обучают свои кадры.
 
— Каких навыков сегодня не хватает вашим молодым коллегам?
 
— Мне сложно судить‚ я не инструктор. Но точно знаю‚ что слабых в нашу авиакомпанию не берут. Неподготовленные экипажи не смогут выйти в рейс — их никто не пропустит.
 
Я заметил одно: не все ребята сейчас больны небом‚ некоторые идут работать пилотом исходя из материальных соображений или из страсти к путешествиям.
 
— Хотите ли вы‚ чтобы ваши дети продолжили династию?
 
— У меня пока нет детей‚ но я не стану препятствовать‚ если у моего сына‚ например‚ появится желание стать пилотом. Тем более это та профессия‚ где вырабатывается характер. Мальчишке надо быть выносливым‚ стрессоустойчивым‚ заниматься спортом‚ меньше времени проводить за компьютером и телевизором‚ сбалансированно питаться‚ думать о будущем (я вот в детстве занимался самбо‚ на лыжах бегал‚ легкой атлетикой был увлечен‚ даже брейк-данс танцевал в юности). Но заставлять‚ принуждать‚ направлять в профессию своего ребенка я точно не буду.
 
Беседовала Елена ГРИБКОВА.
Фото из личного архива Василия Дудина
 
 

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

сегодня

нет событий

>